«Современная школа в Волгоградской области. Итоги 2021 года. Целевые показатели 2022 года» — «парламентский час» на эту тему состоялся в рамках заседания Волгоградской областной Думы.
В своем вступительном слове заместитель губернатора Волгоградской области Зина Мержоева особо подчеркнула комплексный подход к развитию системы образования региона. Это касается совершенствования воспитательного процесса, строительства новых объектов, ремонта и обновления действующих учреждений, модернизации их материально-технической базы и оснащения современным оборудованием. При этом консолидированы усилия исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций.
С основным докладом перед депутатами выступила председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина. Как было отмечено, основные векторы развития отрасли определены региональным проектом «Современная школа» нацпроекта «Образование». В их числе создание равных современных условий обучения, возможностей для самореализации и развития талантов и творческих способностей ребят, совершенствование профессионального мастерства педагогов. Эти направления дополняет целый ряд мероприятий и программ федерального и регионального уровня.
В Волгоградской области постоянно развивается сеть дошкольных учреждений, которая охватывает свыше 100 тысяч юных граждан. В 2021 году были открыты три новых детских сада, в 2022 году сданы в эксплуатацию два и еще два будут построены до конца года. Всего же в рамках нацпроекта «Демография» за 2019-2022 годы было введено 23 объекта на 3609 мест. В регионе полностью решена проблема устройства малышей от двух месяцев до семи лет в детские сады. Доступность дошкольного образования составляет 100 процентов.
На территории области идет активное строительство школ, оснащенных самым современным высокотехнологичным оборудованием. В 2019-2021 годах открыто пять новых школ, в которых учатся около 4000 детей. В июне введен в эксплуатацию «тысячник» в Красноармейском районе Волгограда, продолжается строительство аналогичных объектов в Ворошиловском районе и городе Волжском. Всего в 2022-2024 годах планируется возвести еще семь учреждений образования.
Кроме того, в 2021 году в волжской школе №19 выполнен капитальный ремонт, в текущем году работы проводятся в казачьем кадетском корпусе им. К.И.Недорубова и школе №67 Волгограда.
Параллельно со строительством новых школ по решению губернатора Андрея Бочарова успешно реализуется региональная программа по обновлению материально-технической базы действующих образовательных организаций. В 2021 году из областного бюджета на эти цели было направлено свыше 600 млн рублей. В результате в 215 школах были обновлены кровли, в 78 – благоустроены школьные территории, в 15 – модернизированы спортивные площадки, в 156 — произведена замена осветительных приборов. В 514 учреждениях среднего и дошкольного образования установлены новые оконные блоки. В 2022 году еще более 350 школ модернизируют свою инфраструктуру.
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» по итогам 2021 года в 13 сельских школах отремонтированы спортзалы, они также укомплектованы современным оборудованием и инвентарем. В этом году преобразятся спортивные залы еще в 13 образовательных учреждениях. Стоит отметить, что в предыдущие годы ремонт спортзалов был проведен в 121 сельской школе региона. На базе каждого спортивного зала создан спортклуб, почти 120 тысяч ребят получили возможность активно проводить досуг и вести здоровый образ жизни.
Хорошими темпами идет обновление школьного автопарка: в 2021 году учреждениям передано 99 новых автобусов, в 2022 — планируется поступление еще 55. Современная техника распределяется во все муниципалитеты.
Особое внимание на «парламентском часе» было уделено вопросу обеспечения школьников бесплатным горячим питанием. Как отмечалось, благодаря федеральной и региональной поддержке более 140 тысяч человек имеют сегодня такую возможность: это все ученики начальной школы, а также целый ряд льготных категорий детей средних и старших классов.
Продолжается реализация проекта «Точки роста» в сельской местности. В 2021 году таких центров открылось 97, а в 2022 году их станет еще на 96 больше. Отметим, что первые центры появились в 2019 году, к 2024 их будет 510.
В учреждениях успешно внедряется цифровая образовательная среда. За три прошедших года 128 школ обновили свою материально-техническую базу за счет оснащения компьютерной и демонстрационной техникой, высокоскоростным интернетом. Независимо от городской или сельской территории у ребят появилась возможность учиться на высокотехнологичном оборудовании с использованием отечественных цифровых сервисов и контента. В 2022 году новое цифровое пространство появится еще в 99 учреждениях, расположенных во всех муниципальных образованиях.
Речь также шла об итогах в сфере дополнительного образования, повышения доступности и качества инклюзивного обучения ребят, патриотического воспитания школьников, развития детских и молодежных организаций. Приоритетом по-прежнему остается и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
В ходе заседания парламентарии высказали свои мнения, вопросы и предложения. Так, Илья Кошкарев поднял тему повышения качества горячего питания в учреждениях образования, необходимости большего разнообразия блюд для детей. Алексей Логинов выступил за максимальное расширение практики введения в школах региона групп продленного дня для учащихся начальных классов, чтобы ребята, пока их родители заняты на работе, находились под присмотром, готовили домашние задания, посещали различные кружки и мероприятия. Предложение Владимира Шкарина касалось включения в федеральный перечень мероприятий открытой многопрофильной олимпиады вузов Волгоградской области, результаты которой учитывались бы при поступлении в высшие учебные заведения. Вопрос планируется вынести на заседание Совета ректоров вузов области. Также, по мнению депутата, целесообразно рассмотреть возможность регионального софинансирования деятельности подразделений вузов, которые занимаются профориенационной работой со школьниками. Алексей Буров сделал акцент на повышении эффективности взаимодействия учреждений высшего и среднего образования. О важности поддержки учителей и привлечении профессиональных и талантливых кадров в систему образования говорила Тамара Головачева. Владимир Ефимов выразил благодарность педагогическому сообществу, подчеркнув, что школа сегодня обретает совершенно новый облик, она стала тем ресурсным центром, куда дети стремятся, где им интересно. Ирина Соловьева обратила внимание на необходимость более активной популяризации практик по экологическому просвещению в детских садах и школах региона. Этот опыт заслуживает дальнейшего распространения как на территории области, так и за ее пределами.
«Масштабная системная работа, проводимая в регионе по развитию школьного образования, получила высокую оценку депутатов, — прокомментировал итоги «парламентского часа» председатель комитета Волгоградской областной Думы по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Алексей Рыгин. – Мы видим достойное выполнение целевых показателей в части строительства новых объектов, модернизации и технического оснащения существующих учреждений, внедрение новых образовательных форматов и технологий, а главное – эффективную деятельность педагогических коллективов, которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения».
По итогам «парламентского часа» профильным комитетом Волгоградской областной Думы будут разработаны соответствующие рекомендации.